Ассоциация директоров по Коммуникациям и корпоративным Медиа России

«СОЗДАНИЕ ОБЩИХ ЦЕННОСТЕЙ»

Таисия МИРОНОВА,

Менеджер по внутренним коммуникациям Nestlé:

История «Нестле» уходит корнями в 1866 год. Именно тогда Генри Нестле, решив побороть детскую смертность, изобрел Farine Lactee - первую в мире молочную смесь для грудных детей и приступил к ее производству. Сегодня «Нестле» является крупнейшим производителем продуктов питания в мире. В группе «Нестле» работают более 280 тыс. человек, ей принадлежат 449 фабрик и промышленных предприятий в 83 странах. В 2009 году общий объем продаж корпорации «Нестле» достиг 108 млрд швейцарских франков. Чистая прибыль компании составила в 2009 году 15,7 млрд швейцарских франков. Помимо основного направления деятельности, связанного с производством продуктов питания, компания владеет акциями предприятий парфюмерно-косметической и фармацевтической промышленности. Про корпоративную культуру и создание общих ценностей журналу НСМИ рассказала менеджер по внутренним коммуникациям Nestlé Таисия МИРОНОВА.

Как осуществляются внутренние коммуникации в вашей компании?

Система внутренних коммуникаций (ВК) охватывает головной офис «Нестле» в Москве, фабрики и офисы продаж компании (в общей сложности более 10 тыс. человек) и включает в себя 4 основных канала: корпоративные медиа (журнал, электронная газета, интернет-портал), рассылка новостей по электронной почте, корпоративные мероприятия, коммуникационные кампании. Поддержкой и развитием системы ВК занимается менеджер по внутренним коммуникациям, который подчиняется менеджеру по корпоративным внешним и внутренним коммуникациям в регионе Россия-Евразия. На 4 из 13 фабрик «Нестле» в России работают менеджеры по коммуникациям, чью работу на консультационном уровне курирует менеджер по ВК из центрального офиса (выпуск локальных фабричных газет, каскадирование важной информации, сбор обратной связи и т.д.).

Что у вас происходило в кризис, сокращался ли бюджет и насколько?

Как и большинство игроков рынка, в конце 2008 - начале 2009 годов компания столкнулась с необходимостью адаптировать свою работу к новым экономическим условиям. Требовалось найти новые возможности для повышения собственной эффективности за счет оптимизации внутренних процессов - бюджет на ВК был значительно уменьшен. Экономия бюджета коснулась, прежде всего, наиболее затратных средств ВК - корпоративных изданий и мероприятий для персонала. Необходимо было не только сократить расходы на эти инструменты, но и сохранить их привлекательность для целевой аудитории.

Так, 64-полосный корпоративный журнал компании «Мир Нестле» стал выходить в электронном формате и создаваться без привлечения внешнего подрядчика. Верстка издания осуществлялась самостоятельно в программе MS Publisher. На электронный вид были также переведены фабричные газеты. Электронные версии изданий получают все сотрудники, имеющие доступ к компьютерам, а для работников фабрик и коллег «в полях» копии распечатываются на принтере - в условиях экономии «содержание важнее формы». Был изменен и формат регулярных встреч расширенного состава Правления. До кризиса такие мероприятия проводились в конференц-залах московских отелей и завершались командообразующими активностями и фуршетом. Соображения экономии заставили обратиться к более аскетическому формату. Первые встречи в 2009 году были проведены буквально в полевых условиях: в офисе компании нашлось большое, но не отапливаемое помещение, сохранившее следы неоконченного ремонта. Стульев хватало не всем, так что часть джентльменов участвовала в мероприятии стоя (кстати, по их отзывам именно такая форма участия удивительно позитивно сказывается на мыслительной активности). Помимо значительной экономии бюджета, новый формат встреч произвел и немаловажный психологический эффект, адресовав сотрудникам невербальный посыл: «Времена изменились - меняемся и мы сами».

Какие корпоративные медиа существуют в вашей компании? Каков бюджет издания? Каков контент? Размещаются ли рекламные объявления, и если нет, то рассматриваете ли вы такую возможность?

У нас существует корпоративный журнал «Мир Нестле»: 64 полосы, тираж 4 тыс. экземпляров, периодичность - раз в квартал. Выпускается с привлечением подрядчика. Примерный бюджет составляет $20 тыс. за тираж. Издание информационно-аналитического профиля, призванное в подробностях отразить корпоративную жизнь компании. Каждый выпуск посвящен конкретной, актуальной на данный период теме. Она рассматривается во многих ракурсах в рубриках «Наш гость», «Управление», «Технологии», «Стратегия». Для освещения жизни сотрудников существуют рубрики «Компания» и «Люди». Неформальные, смешные зарисовки на тему рабочих будней и досуга печатаются в рубрике «Нестле Casual». Реклама в журнале не предусмотрена и данная возможность не рассматривается - журнал предназначен исключительно для внутренней аудитории и выходит малым тиражом.

Корпоративный новостной дайджест «НЕСТЛЕ Онлайн» - электронный сборник основных новостей компании. Выходит раз в месяц. Ключевая задача - оперативное информирование сотрудников.

Что включает в себя ваш интранет?

Интранет представляет собой сборник разделов, каждый из которых посвящен работе определенного департамента (бизнеса) компании. Одним из них является раздел Corporate Info - сборник информации о компании (ключевые документы, новости, органиграммы, биоменеджеров и т.д.). Частью раздела является и титульная страница, еженедельно информация на которой обновляется.

Многие компании стремятся в социальные сети, создают корпоративные блоги. Реализуется ли эта тенденция у вас или планируется ли что-то новое?

Выхода во внешние социальные сети в Nestlé  нет. Это продиктовано соображениями информационной безопасности. В новой версии корпоративного портала, запуск которой запланирован на 2011 год, предусмотрен форум для общения сотрудников.

У Nestlé существует программа «Создание общих ценностей» в РФ (2010-2012 гг.) Каковы цели этой программы, каков бюджет, выделенный под нее?

Мы в полной мере осознаем, что успех нашей компании зависит от того, создаем ли мы ценности для людей - фермеров, которые поставляют сырье для наших продуктов, наших сотрудников, наших потребителей и общества тех стран, где мы ведем свою деятельность. «Создание общих ценностей» - это не филантропия или  какая-то дополнительная сфера деятельности нашей компании. Это суть нашей бизнес-стратегии с момента основания компании в 1866 году, которая выражается в постоянном улучшении жизни наших сотрудников, их семей и общества в целом. В Nestlé мы называем этот подход «созданием общих ценностей», и он является основополагающим принципом деятельности компании во всем мире.

Инициативы Nestlé в этой области связаны с ее бизнес-стратегией - трансформацией в компанию, основой деятельности которой служат правильное питание и здоровый образ жизни. Создание для общественности ценностей в области питания, использования водных ресурсов или производства продуктов питания является ключевым фактором для устойчивого развития компании в долгосрочной перспективе и устанавливает неразрывную связь между ценностями акционеров и ценностями общества в целом.

В России Nestlé также стремится вносить свой вклад в решение важных социальных задач, представляющих ценность для общества и страны в целом. Ярким примером социальной ответственности компании и ее заботы о подрастающем поколении стала школьная образовательная программа «Разговор о правильном питании», которая в 2009 году отметила свой 10-летний юбилей. Многолетний опыт реализации этой программы совместно с Министерством образования РФ подтверждает ее высокую эффективность: она помогает формировать у детей культуру правильного питания и навыки, сохраняющие здоровье. Программа проходит в 27 регионах России, в ней уже приняли участие более 3 млн детей. Общий объем инвестиций в разработку и развитие программы составил более 150 млн руб.

Компания «Нестле Россия» уже 14 лет является генеральным спонсором Московского симфонического оркестра. С 2007 года компания выступает официальным партнером ежегодного Московского Пасхального фестиваля под руководством Валерия Гергиева.

Производственные предприятия компании также принимают активное участие в общественной жизни тех регионов, в которых находятся. Они оказывают поддержку многим социальным и культурным проектам, включая помощь школам, благотворительным организациям, спортивным обществам и культурным мероприятиям.

Какие перспективы в целом у рынка корпоративных медиа?

Исходя из общения с коллегами и наблюдений, могу сказать, что вопреки многим опасениям интернет-издания все же не вытеснят печатные (исключением являются кризисные периоды, сопряженные с уменьшением бюджетов). Они будут существовать параллельно. Все большую популярность будут приобретать клиентские издания, конкуренция между которыми будет обостряться вместе с ужесточением конкуренции между игроками рынка.

Какие могут быть варианты развития корпоративной службы по коммуникациям? Какие тенденции, на данный момент, вы могли бы отметить?

Еще четыре года назад наш отдел по корпоративным вопросам состоял из четырех человек, которые занимались одновременно многими вопросами без конкретной специализации. Сегодня это департамент, в котором работают 8 человек. Основные направления деятельности департамента: корпоративные коммуникации (внутренние и внешние), связи с госорганами, корпоративная социальная ответственность. За развитие каждого направления отвечает менеджер. В дальнейшем планируется развитие службы по внутренним коммуникациям в более тесной связи с отделом по персоналу, что поможет внутренним коммуникациям не только информировать сотрудников, но и играть значительную роль в их мотивировании. Что касается внешних коммуникаций, то здесь все большее значение приобретают корпоративные социальные проекты компании. Если в прошлом году их место в коммуникационном плане было совсем незначительным, то в этом году компания инициирует мероприятия, призванные привлечь внимание СМИ и общественности к тому, что делает компания в культурной и социальных областях.

 

Таисия МИРОНОВА

Должность: менеджер по внутренним коммуникациям

Образование: Московская Гуманитарно-Социальная Академия (международные отношения), МГУ им. М.В.Ломоносова, (журналистика)

Карьера: 2003-2005 гг. - Коммуникационная группа «Медиа Артс», PR-менеджер. 2006-2007 гг. - Рекламное агентство «ПРИОР», PR-менеджер. С 2007 г. по наст. время - ООО «Нестле Россия», менеджер по внутренним коммуникациям.

Кредо: «Улыбайся!»

Хобби: путешествия, спорт, французский язык, хорошие книги

 

Название компании: Nestlé

Дата основания: 1866

Направленность: продукты питания и напитки

Слоган: «Качество продуктов - качество жизни»

Количество сотрудников: более 280 тыс. человек в мире и около 10 тыс. в России

Конкурентное преимущество: среди производителей продуктов питания Nestle отличается наибольшими в мире объемами инвестиций в научные исследования и технические разработки

Успехи: мировой лидер в производстве питания и напитков, а также эксперт в области правильного питания и здорового образа жизни

Поля отмеченные * являются обязательными для заполнения.